?

Log in

No account? Create an account

"Профиль" про Art-Kyiv 2010 - Dmitry Belyansky

Nov. 19th, 2010

12:52 pm - "Профиль" про Art-Kyiv 2010

Previous Entry Share Next Entry

Как посетителям, так и представителям арт-среды было из чего выбрать, с точки зрения их представлений, что именно считать современным искусством.


Арсеналиада

Дмитрий БЕЛЯНСКИЙ, «Профиль»

Ярмарка Art-Kyiv 2010 впервые прошла на территории «Мистецкого Арсенала» с 9 по 14 ноября и вызвала в украинской арт-тусовке непривычное расхождение в оценках. Непривычное потому, что случившееся событие оценивалось не в критериях «удалось/не удалось». Вопрос стоял в том, какие конкретно события оценивать.

Если пространственные, то их было как минимум три – сам размер помещения киевского «Арсенала» дал возможность провести под одной крышей целых три выставки, у каждой из которых существует своя целевая аудитория почитателей. Если временные, то задача еще больше усложняется, поскольку организаторы реализовали набор перформансов и акций, предназначенных для столь же разной публики.

В этом смысле общие ощущения от Art-Kyiv 2010 не сформулируешь, а раз так, то остается только сообщить читателю некоторые частные детали. Впрочем, «Профилю» удалось побывать на ярмарке за несколько часов до ее открытия, получив возможность сделать фоторепортаж о последних приготовлениях.

Пространственно территория «Арсенала» была разделена на три содержательных сектора. «Парад галерей», напоминающий полноценный этаж огромного торгового центра, только справа и слева вместо бутиков располагались галереи современного искусства. Сектор частных коллекций, где, значит, было выставлено то, что украинские коллекционеры ранее приобретали в этих галереях. И детище куратора Александра Соловьева, ныне работающего в «Мистецком Арсенале» заместителем генерального директора, – территория Street Art Project. Стрит-арт, то есть буквально уличное искусство, ни коллекционерам, ни галереям пока еще не по зубам, поскольку отсутствует предмет, который можно конкретно купить или продать. В этом-то и состоит перспективность направления для по-настоящему крутых кураторов класса Соловьева, поскольку искусство присутствует, а предмет купли-продажи отсутствует.

«Это создано специально здесь, потому что мастерской с семиметровыми потолками у меня просто нет, – рассказал мне украинский художник Гамлет, автор работы, которая стала одной из визитных карточек Art-Kyiv 2010. – Этот текст начинается в разных местах и заканчивается в разных местах, это обрывки текста, это текст сумасшедшего человека. Мой проект называется «Один день», и это день сумасшедшего. Я много общался с психами, и это обрывки их диалогов, которые я здесь использовал. У меня много всего этого в голове, и я легко попадаю в это состояние – у меня у самого были такие настроения, когда ходишь по городу, сам с собой разговариваешь, и у тебя такое ощущение, будто никого нет вокруг».

Что до событий, на которых «Профилю» удалось побывать, отдельно упомянем перформанс Юлии Кисиной «Клуб мертвых художников». Киевлянка, получившая известность в Германии как фотохудожник и в России как литератор, в 2006 году начала проводить спиритические сеансы, в ходе которых вызывает духов умерших художников.

«Предмет искусства не в том, к чему мы привыкли. Предмет искусства может быть абсолютно любым, и материалы современного искусства могут быть абсолютно любыми. Это вещь неожиданная и, прежде всего, это исследование», – объясняла автор перформанса.

В «Арсенале» Юлия Кисина вызвала дух знаменитой Александры Экстер при участии художников Александра Ройтбурда и Татьяны Гершуни. Ройтбурд был настроен скептически и задавал духу вопросы о существовании у женщин точки G, а также осведомился, кто был ее первым мужчиной. «Чичкан», ответил дух Александры Экстер, выбирая с помощью блюдца буквы, нанесенные по окружности стола.

Точно таким же способом дух Экстер ответил на вопрос, где бы хотел жить (на Марсе!), а также попробовал нарисовать несколько картин карандашом.

«Все наше культурное наследие – это не аксиома, а то, что мы делаем сами. И все очень относительно, нет никаких общих законов. Это значит, что если создаются какие-то правила игры, то это мы создаем правила игры и можем в нее играть или не играть. И эта игра называется культура», – поясняла Юлия Кисина.

В таком же смысле «культурно» и оказался организован нынешний Art-Kyiv – как посетителям, так и представителям арт-среды было из чего выбрать, с точки зрения их представлений, что именно считать современным искусством.





Остальные картинки здесь:
1. Последний монтаж аттракционов перед открытием Art-Kyiv

2. Спиритический сеанс Юлии Кисиной